История Борисоглебской церкви

dsc05731

ПА3РЕКА

По реке Паз (в переводе с лопарского — «святая») с 1826 года проходит государственная граница между Россией и Норвегией. До этого российские владения простирались на запад до губы Верес (Бугфьорд), включали погост Нявдему (ныне город Нейден в Норвегии), где стояла православная часовня во имя великомученика Георгия.  В 1565 году на левом берегу реки Паз креститель лопарей Трифон поставил храм во имя первых русских святых Бориса и Глеба, о чем свидетельствует надпись на кресте: «Крест сей, — гласит она, — сооружен у церкви той в лето 7073 (1565 года) июля 4 дня на память.

А святил церковь сию игумен Иларион при начальнике Трифоне».  Борисоглебская церковь обслуживала исключительно лопарей (другого населения здесь до второй половины XIX века не было), действовала не постоянно, а только в период рыбных промыслов. Обязательные службы совершались 24 июля (храмовый праздник) и 6 августа (день Преображения Господня) по старому календарному стилю. Зимою священник и причетник жили в Коле, бывали при церкви наездами (обычно, на Рождество Христово).  По договору между причтом  и лопарями четырех погостов — Мотовского, Печенгского, Пазрецкого и  Нявдемского, заключенному 3 февраля 1694 года, прихожане обязались давать священнику «руги со всякой души по алтыну» (3 копейки), с каждого погоста — по две кережи (оленьих повозки) мяса и рыбы, по пуду трескового жира и подводы на переезды; сверх того оговаривалась особая плата за требы: венчание вступающих в брак, крещение детей, заказные молебны и отпевание умерших.   Храм долгое время стоял без поправок. В описи 1842 года сказано: «Церковь во имя святых благоверных князей Владимира и чад его Бориса и Глеба… малого здания, холодная, с папертью. Церковь и трапеза крыты на два ската двойным тёсом… Имеется 6 богослужебных книг: две псалтыри, общая минея, два октоиха и триодь постная. Колокол один, медный, весом 30 фунтов» (12,3 кг).   В 1858 году Борисоглебскую церковь посетил лесничий Константин Соловцов. Вот его впечатления: «В необитаемой тундре, в 20 верстах от Пазрецкого погоста, на берегу реки Паз, у быстрого и кипучего водопада, одиноко стоит этот бедный храм… Церковь бревенчатая, снаружи обшита тёсом, четырехугольная, продолговатая, с коническим куполом над алтарем и трапезою и небольшою колокольнею над входом… Внутри стены и потолок голые, местами сильно погнили; иконостас самый простой, с иконами, почерневшими от времени… самая бедная старинная утварь; полуистлевшие хоругви, пелены и напрестольная одежда; несколько старинных, рукописных и печатных, служебных книг…».   Размеры церкви (едва ли точные) — «не более 3 сажен длины, 2 сажен ширины и 1 сажени высоты, без купола», то есть 6,4 м х 4,3 м х 2,1 м.   23 июля 1870 года в Пазреку прибыла русская эскадра в состава корвета «Варяг», клипера «Жемчуг» и шхуны «Секстан» под командованием вице-адмирала К. Н. Посьета. На «Варяге» находился великий князь Алексей Александрович (сын Александра II), его сопровождали выдающиеся ученые Н. Я. Данилевский, А. Ф. Миддендорф, Ф. Ф. Яржинский.  Взору прибывших предстала на Пазреке ветхая, «жалкая и до невозможности бедная» церковь святых Бориса и Глеба. Поблизости, как бы в посрамление России, норвежцы построили две хорошие каменные кирхи.  После молебна морские офицеры провели подписку и собрали 605 рублей на сооружение приличного храма. По ходатайству К. Н. Посьета Святейший Синод дал на постройку новой Борисоглебской церкви 31 067 рублей 49 копеек.  Подряд взял архангельский купец Е.А. Плотников. Здание рубили в Архангельске и на судах в разобранном виде доставляли в Пазреку в течение трех лет. Торжественное освящение церкви происходило в воскресенье 25 августа 1874 года.  Газета «Архангельские губернские ведомости» дала такое описание храма: «Церковь выстроена из толстых сосновых бревен на фундаменте из дикого камня и с таким же цоколем». Общая длина с алтарем, притвором и папертью 28,8 метра, высота средней части 8,5 метра, алтаря и притвора 4 с четвертью метра, колокольни со сторожкою 4,5 метра, паперти 2,8 метра. Внутри и снаружи церковь отделана «с большим вкусом, окрашена масляною краскою в два цвета — белилами и светлокоричневой краской, а крытые железом крыши с главами на них — масляною же зеленого цвета краскою». Великий князь Алексей Александрович пожертвовал храму много икон и четыре перемены священнических облачений и одежд: парчевые для торжественных служб, шелковые для повседневного ношения и бархатные для траурных богослужений.   При церкви был построен солидный дом для проживания священника и особо 12 светлых и просторных комнат в нем — гостиница для приезжих богомольцев.  В то время это был лучший храм на Кольском Севера. Создавался он не для удовольствия окрестных лопарей, а из престижных соображений. Русский консул в северной Норвегии Д. Н. Бухаров  в 1885 году писал:  «Вновь построенная церковь, красота её архитектуры, блеск позолоты внутри этого самого северного в мире православного храма, колокольный звон, обширные не в меру… хоромы причта поражают всякого посещающего ее иностранца и служат вещественным, на граница, признаком нашего владычества».  Как святыня — память о Трифоне — в 32 метрах по-прежнему стояла церковь постройки 1565 года. Её несколько «поновили». Е. Л. Кочетов, сопровождавший в поездке на Мурман министра финансов С. Ю. Витте в 1894 году, отмечал: «Она внутри и снаружи недавно выстругана… Это целый драгоценный музейный отдел по иконографии… крошечного размера алтарь с окнами из слюды вместо стекла, в нем священнические одежды св. Трифона, его Евангелие и крест, церковные книги и много (так же, как и в самой церкви) икон весьма добропорядочного греческого письма…, привезенные из Москвы и из Новгорода самим святителем».  Исследователь Мурмана А. Г. Слезскинский, посетивший Паз-реку в 1896 году, вносит некоторые дополнительные детали:   «На священническом облачении изображены одноглавые и двуглавые орлы; по преданию оно подарено в храм Иваном Грозным». Среди икон очень древнего письма — «образа Иоанна Богослова и Богородицы, прядущей нити».   В связи с постройкой новой Борисоглебской церкви был открыт Пазрецкий приход (выделен из Печенгского). Священником стал Константин Прокопьевич Щеколдин, выпускник Архангельской духовной семинарии (1867 года), подвижник, просветитель лопарей, знаток лопарского языка, ученый-фольклорист, прослуживший в Пазреке с 1874 года до конца жизни.  12 января 1916 года его сменил священник Назарий Алексеевич Синцов, перемещенный сюда из Кузомени.   Пазрецкой церкви принадлежало 28 десятин сенокосной земли. Прихожан в 1916 году числилось 38 семей лопарей Пазрецкого и Нявдемского погостов (всего 148 человек) и 41 хозяйство финнов лютеранского исповедания (223 человека).

БОРИСОГЛЕБСКАЯ ЦЕРКОВЬ  borisoglebskij-xram-1876-goda-postrojki

 (во имя святых благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба) православная церковь на левом берегу пограничной с Норвегией р. Паз, напротив пос. Борисоглебский Печенгского района. Поставлена в 1565 преподобным Трифоном Печенгским. Представляла собой бревенчатое, снаружи обшитое тесом квадратное сооружение, с коническим куполом над алтарем и трапезной и небольшой колокольней над входом. По преданию, царь Иоанн Грозный подарил церкви священническое облачение. Службы для коренных жителей лопарей (другого населения здесь до 2‑й половины XIX в. не было) отправлялись в период рыбных промыслов 24.07.(06.08. по н. ст.) — в престольный праздник и 06.(19).08. в день Преображения Господня. С 1764 церковь была приписана Кольскому приходу, с 1856 — Печенгскому. Считалась центром Западной Лапландии. При демаркации границы с Норвегией в 1826 именно Б. ц. явилась неоспоримым свидетельством принадлежности этой части земли России. Прошедшая в 1826 по р. Паз российско-норвежская граница превратила церковь с прилегающим участком в анклав. Постепенно церковь обветшала. Посетившие ее в 1870 сын Александра II Великий князь Алексей Александрович и сопровождавшие его ученые Н. Я. Данилевский, А. Ф. Миддендорф, Ф. Ф. Яржинский, увидев ее состояние, стали инициаторами строительства нового храма. Святейший Синод выделил на постройку новой Б. ц. 31 067 руб. 49 коп. Проект был составлен архангельским губернским инженером Д. В. Васильевым, утвержден Министерством Внутренних дел. Подряд взял архангельский купец Е. А. Плотников. Основание церкви положено 06.07.1872 в присутствии архангельского губернатора М. П. Игнатьева. Устройство производилось под наблюдением Особого комитета во главе с губернатором. Здание рубили в Архангельске и на судах в разобранном виде доставляли в Паз-реку в течение 3 лет. Общая длина церкви с алтарем, притвором и папертью составляла 28,8 м, высота средней части — 8,5 м, алтаря и притвора — 4 м с четвертью, колокольни со сторожкой — 4,5 м, паперти — 2,8 м. Крыша была жестяной. Великий князь Алексей Александрович пожертвовал храму 12 икон, 4 перемены священнических облачений и одежд для совершения богослужений и повседневного ношения. При Б. ц. построили дом для священника. Освящение новой церкви состоялось в воскресенье 25.08.1874. В то время это был не только лучший храм на всем Кольском Севере, но самый северный в мире. Как память о прп. Трифоне в 32 м от новой Б. ц. по-прежнему стояла древняя церковь. В ней оставалось много икон греческого письма, привезенных из Москвы и Новгорода. С 1894 Пазрецкий приход стал самостоятельным. Более 40 лет здесь служил выдающийся священник и миссионер К. Щеколдин. Прихожан числилось 38 семей лопарей (148 чел.) Пазрецкого и Нявдемского погостов (ныне Нейден, Норвегия) и 41 хозяйство финнов лютеранского исповедания (223 чел.). В 1920–1944 — на территории финской Области Петсамо, в церковной юрисдикции Финской автономной церкви Константинопольского патриархата. Здание Б. ц. XVI в. сгорело в ходе боевых действий в октябре 1944, тогда же была основательно разрушена и новая Б. ц. Восстановлена усилиями российской и норвежской сторон в 1960‑е гг. Для скандинавских туристов в 1965-67-х гг. рядом с храмом была открыта турбаза (ресторан, гостиница, автостоянка) с безвизовым посещением. В 1990 здание церкви передано РПЦ МП. Освящена 07.06.1992 епископом Пантелеимоном. Приписана к Трифонов Печенгскому мужскому монастырю. Службы два раза в год (15 мая и 6 августа — н. ст.). Проезд по проп

(435)