Пророчество преподобного Трифона о возобновлении обители исполнилось дважды. Первый раз это произошло в конце XIX века. С 1868 года с разрешения правительства началась колонизация Мурманского берега – заселение побережья Кольского полуострова колонистами. С 1869 года на месте древнего Печенгского монастыря стали селиться выходцы из Поморья и разных мест Архангельской и Новгородской губерний. На некоторое время они стали хозяевами места древней обители. Но предсказание Преподобного сбылось с точностью: «Господь не оставил жезла грешных на жребии своём – явил свою силу, в немощи совершающуюся».
В 1870 году место, где некогда стояла построенная преподобным Трифоном церковь Бориса и Глеба, посетил Великий князь Алексей Александрович в сопровождении архангельского губернатора. 23 июля того же года здесь была заложена, а на следующий год освящена новая деревянная Борисо-Глебская церковь. В 1881 году архангельский губернатор Н. М. Баранов на заседании специальной комиссии о нуждах Севера снова поднял вопрос о возобновлении Трифонов-Печенгского монастыря. Вскоре эта комиссия получила положительный ответ Святейшего Синода, и монастырь был восстановлен при Сретенской приходской церкви. Вопрос о возобновлении монастыря снова возник среди почитателей преподобного Трифона и получил наибольшее развитие перед празднованием в 1883 году 300-летия со дня его кончины, а затем и трагического разорения обители. Именно на обожжённых костях «116-ти» мучеников стало возможным возрождение из небытия Печенгского монастыря по молитвам и предстательству преподобного Трифона. Кроме того, возобновление монастыря стало бы достойным памятником преподобному Трифону к 300-летию со дня его кончины.
В местном населении более трёх веков поддерживалось почитание святого покровителя и заступника Трифона, и Преподобный снова становится просветителем северного края через иноков возобновляемой обители, которая теперь будет носить его имя – Трифоно-Печенгский монастырь.
В 1881 году «Комиссия о нуждах Северного края», созданная по почину Архангельского губернатора Баранова, признала возобновление Печенгского монастыря делом первостепенной важности, и в 1882 году ходатайство о разрешении возобновления было одобрено Святейшим Синодом. Для изыскания средств на возобновление монастыря в 1883 году создаётся особый Комитет для сбора пожертвований при Архангельском епархиальном управлении, заведовал которым иеромонах Антониево-Сийского монастыря отец Полиевкт. Развернулось движение по сбору средств по всей России. Образованный при архангельском епархиальном управлении Особый комитет для изыскания средств на возобновление деятельности Трифонов-Печенгского монастыря за три года своего существования собрал более 20 тысяч рублей. Министерство государственных имуществ отдало обители два земельных участка по реке Печенге общей площадью более 450 десятин, а также 150 десятин леса на реке Каменке. Но епархиальное управление ходатайствовало о возвращении всех монастырских владений, перечисленных в грамоте Ивана Грозного.
В начале лета 1886 года в Печенге побывали настоятель Соловецкого монастыря архимандрит Мелетий, Архангельский губернатор Н. Д. Голицын, управляющий государственным имуществом Топчен и другие. Они посетили пустынь с ветхой Сретенской церковью на месте могилы преподобного Трифона, осмотрели окружающую местность и приняли решение на возобновление монастыря именно в этом месте.
После этого и было положено начало трудам по восстановлению Трифоно-Печенгского монастыря.
С 1886 г. дело возобновления Трифонов-Печенгского монастыря стало послушанием для Соловецкой обители. С первых дней обитель не переставала оказывать возобновляемому монастырю всевозможную помощь и поддержку.
Именно из среды братии обители были выделены первые десять монахов и послушников во главе со строителем Никандром.
Материальная поддержка возобновляемого монастыря выражалась в выдаче натурой запасов продовольствия и необходимых хозяйственных предметов. С 1899 г. обитель стала выделать монастырю ежегодные денежные суммы наличными: до 1903 г. – 9500 рублей, а затем – 5000 рублей.
Особенной любовью к делу возобновления Трифонов-Печенгского монастыря отличался архимандрит Варлаам, с 1892 г. назначенный настоятелем Соловецкого монастыря. Он был восприемным отцом настоятеля Ионафана при пострижении в монашество и своим авторитетным участием всегда согревал его, всесторонне содействовал словом и делом.
26 октября 1887 года Святейший Синод своим указом утвердил за монастырём, где к тому времени подвизались 11 человек братии, земельные владения в границах почти 300-летней давности. Тотчас началось восстановление церквей, дорог. При сменившем Никандра на посту настоятеля иеромонахе Ионафане, бывшем строителе Савватиевского скита на Соловецком острове, была возведена новая часовня над могилой «116-ти» мучеников. Лопарей, живших на землях, вновь ставших монастырскими, отселили, предварительно построив для них новые дома.
После укрепления берегов рек Манны и Печенги, подмывавших грунты под церковью Сретения Господня, началось сооружение деревянного храма во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев и в честь Успения Божией Матери. Сретенская церковь, где покоились мощи преподобного Трифона, стала главным приделом нового собора. Над гробницей святого установили серебряную раку – дар архангельской купчихи Е. С. Рыниной. Этот храм сгорел в 1944 году.
15 июля 1893 г. архимандрит Варлаам со старшей братией и послушниками, всего около 50 человек, на монастырском пароходе прибыл в Печенгу для освящения вновь устроенного придела Сретенского храма в пустыни Печенгской обители. При этом было доставлено 4000 пудов груза из соловецких запасов, а также колокол для новой церкви, явившийся даром и благословением Соловецкой обители возобновляющемуся монастырю. Но особенно ценным даром была икона преподобных Зосимы и Савватия, которая 16 июля была спущена с парохода в первой шлюпке и с торжеством встречена на берегу Печенгской братией.
Монахи создали крепкое монастырское хозяйство. В монастыре было введено богослужение и житие иноков по уставу Соловецкому, а также и неусыпное чтение Псалтири с поминовением благотворителей о здравии и за упокой. Вся монастырская братия — «трудники» с утра до вечера работали по проведению дорог,
на молочном дворе, занимались ловлею трески и семги, разводили гаг для добывания драгоценного гагачьего пуха и т. п.; имелся небольшой лесопильный завод, обслуживаемый даровой силой водопада р. Княжухи. На средства монастыря в 1887 была открыта школа в Печенгском поселке для русских колонистов—поморов, а другая — для живущих там корел православного исповедания с обучением их ремеслам; обе школы единственные для всего Мурманского края.
Культурно—просветительское значение монастыря для местного населения было настолько велико, что оно начинало стягиваться около обители, как оплота русской государственности и культуры на нашем далеком Севере. Монастырь состоял в ведении Московской Синодальной Конторы. К нему был приписан Сретенский скит, в 25 верстах от монастыря, основанный, с двумя храмами, в 1886 на месте кончины прп. Трифона, мощи которого почивали здесь под спудом.
За 175 лет существования Кольско-Печенгского монастыря им управляли 33 настоятеля, из которых 31 был в звании игумена, а 2 – со званием строителя. Этот новый монастырь сумел пережить революционное лихолетье и в 1920 году отошел к Финляндии вместе со всей Печенгской волостью (Петсамо). На территории Финляндии Русский православный монастырь существовал до 1944 года. События Второй Мировой войны имели для обители самые катастрофические последствия. Монахи вынуждены были покинуть монастырь, он был занят частями вермахта и превращен в опорный пункт. В октябре 1944 года в ходе ожесточенных боев Петсамо-Киркенесской операции монастырь был стерт с лица земли.
(В написании статьи использовались материалы сайта «Православие Доброполья»)
(706)