ПЕЧЕНГА
Наряду с Колой очагом православия на Мурмане являлась Печенга. Здесь, среди кончанских лопарей, в 20-х годах XVI века поселился христианский проповедник, неизвестный по мирскому имени, а в монашестве Трифон, сын священника из-под Торжка (в Новгородской земле). Приобщив лопарей к православной вере, он построил небольшую церковь во имя Святой Троицы. После крещения лопарей в 1532-1533 годах Трифон отправился собирать милостыню в Новгород и Москву на обустройство своей обители.
Деятельность Трифона получила поддержку митрополита Макария и царя Ивана Грозного. Государь подарил Трифону колокола, книги и ценную утварь для церкви. В 1553 году Трифон основал на Печенге монастырь во имя Святой Троицы, а позднее построил на мысе при впадении речки Маны в Печенгу церкви Успения Богородицы и во имя соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия. Монастырь хозяйственно окреп, стал играть важную роль в торговле. Цель Трифона состояла в укреплении православной веры среди лопарей, защите Русской земли «от тамо близких стран — от лютеранской и кальвинской ереси». Трифон трудился на опасном участке России: шведы не раз грозились разорить Печенгский монастырь. 15 декабря 1583 года Трифон скончался, предсказав тяжелые испытания, которые выпадут на долю монашеской братии.
З0 ноября 1589 года, в день святого апостола Андрея Первозванного, когда в монастыре шло богослужение, шведы, вооруженные мечами, ворвались в церковь и начали убивать молящихся. Соловецкая летопись сообщает: «Церкви и монастырь пожгли, и игумена Гурья, и братью и слуг побили, и казну монастырскую взяли, и стояли в Печенге десять дней». Всего погибло от рук захватчиков 116 человек. Их останки похоронили в братской могиле в оконечности Печенгского залива, возле «Трифонова поля». В середине XVII века Русская Церковь причислила Трифона к лику святых. К его могиле на месте древнего монастыря (у речки Маны) началось паломничество.
Здесь в 1708-1709 годах была построена церковь Сретения Господня. Ежегодно в день кончины святого (15 декабря) и на праздник Сретения (2 февраля) съезжались лопари Кольского полуострова, многие коляне и другие богомольцы на поклонение Трифону. Его могила стала главной святыней Кольского края. Сретенской церкви приносились щедрые дары. Известный путешественник Федор Литке, побывавший на Мурмане в 1722 году, писал: «Печенга есть Мекка того края». Описание церкви, составленное в 1842 году, отмечает: «Церковь, трапеза и паперть в одной стопе с шатровою главою… В храме три гробницы: преподобного Трифона, на оной сень резная под золотом, 11 пелен из разных материй» и две гробницы иноков Ионы и Германа, учеников святого. Среди икон выделяются: «образ преподобного отца Трифона, риза сребряная, кованая…, образ преподобного Трифона, на нем четыре венца и поля серебряные под золотом».
Среди 14 церковных книг упомянуты Библия, Служба и Житие Трифона. В установленное время на богослужение и исправление треб к Сретенской церкви приезжали из Колы священник и причетник. В 1857 году духовное ведомство открыло отдельный Печенгский приход, «поновило» Сретенскую церковь: стены и крышу обили новым тёсом и выкрасили здание желтой краской. Местный лесничий писал в 1862 году: «Церковь стоит на берегу озера, на косогоре… обнесена оградою и осенена старыми плакучими березами… Церковь небольшая, снаружи почти новенькая; внутри, сравнительно с другими поморскими церквами, несколько роскошная; иконостас… с ярко позолоченной резьбою; иконы, пелены, ризы, паникадила, подсвечники — всё новенькое». Возле церкви находилось насколько избушек, в которых в зимнее время жили «священник с причетником и несколько бездомных Кольских мещанок, питавшихся добровольным подаянием прихожан и богомольцев». Весною, когда лопари уходили на рыбные промыслы к морю, причт переселялся в «летнюю Печенгу», откуда выезжал на Мурманский берег для совершения духовных треб. В 1870-х годах берега Печенгского залива заселили колонисты, в том числе и «святое место» — участок возле могилы 116 мучеников. В 1880 году пришельцы поставили здесь церковь во имя преподобного Трифона — вторую в приходе. В связи с 300-летием со времени кончины Трифона Святейший Синод принял решение о возобновлении монастыря на Печенге, возле Сретенской церкви. Сбор народных пожертвований дал за три года 20 140 рублей 32 копейки. Император Александр III подарил обители набор шитых золотом священнических облачений, а члены царствующего Дома — иконы, кресты и сосуды. В 1890-1891 годах строители возвели рядом со старинной Сретенской церковью новый светлый и вместительный одноглавый шатровый храм Сретения Господня с двумя приделами — Успенским и Зосимо-Савватиевским. Рядом с надгробием святого Трифона поместили реликвии: мельничные жернова, принесенные в середине XVI столетия основателем обители из Колы, и кусок спекшейся при пожаре глины, кирпича и человеческих костей, найденный при постройке часовни над могилой 116 страдальцев.
В 1900 году Трифоновскую церковь с территории «нижнего» монастыря перенесли на Баркинский кряж — в центр разбросанных печенгских колоний, при этом её обновили и лучше благоустроили. В 1906-1908 годах на освободившемся месте, рядом с могилой 116 мучеников, построили деревянный храм Рождества Христова, который освятили в 1910 году. Московский журналист Е.В. Гешин, посетивший обитель, писал: «Новая церковь — высокая, светлая, какая-то особенно жизнерадостная, с прекрасными, художественно исполненными иконами». Осенью 1912 года в колонии Баркино, при монастырском подворье, была освящена еще одна церковь —- во имя апостола Андрея Первозванного и святителя Николая Чудотворца. Руководил строительством глава Трифоно-Печенгского монастыря отец Ионафан (1890-1915 годы), выходец из крестьян, получивший в 1896 году сан игумена, позднее награжденный орденами святого Владимира 3-й степени и святой Анны 2-й степени. Сооружение церквей велось преимущественно на средства благотворителей. На храм Рождества Христова 15 000 рублей дал Николай II. Монастырю принадлежало 12 185 десятин земли и многоотраслевое хозяйство. Накануне революции 1917 года в обители было три храма и одна часовня. За год монастырь посетило 3 650 паломников. На богослужение в печенгские храмы являлись не только окрестные лопари и колонисты, но и многие поморы, приходившие на мурманские промыслы. По духовной росписи 1914 года в Печенгском приходе состояло 114 домов, в которых проживало 638 человек, из них крестьянского сословия 603 человека.
(380)