Об иконе

Икона и картина

Начиная с XVIII века каноническая икона вытесняется иконами «академического письма» — картинами на религиозные темы. Этот стиль иконописания пришел в Россию с Запада и получил развитие в послепетровское время, в синодальный период истории Русской Православной Церкви.

У сторонников «живописного подхода» возникает вопрос: зачем в современном мире, где другая визуальная эстетическая среда, придерживаться канонических способов изображения, не лучше ли иметь в церквах добротно написанные картины? И чем же отличается икона от картины на религиозные темы?

Возможно ли духовное перерождение от созерцания живописного полотна или это возможно лишь вследствие молитвенного предстояния перед иконой?

Чтобы ответить на вопрос проведем сравнительный анализ иконы и картины, рассмотрим их стилистические и богословские отличия.

Картина представляет собой художественный образ, созданный творческой фантазией художника. И картина передает его мироощущение.

Икона — откровение Божие, выраженное в линиях и красках. Оно дано всей Церкви и отдельному человеку. Мировоззрение иконописца- это мировоззрение Церкви. Отображения инобытия в нашем мире. Картине присуща ярко выраженная индивидуальность автора, авторство же иконописца намерено скрывается. Иконописание — не самовыражение, а служение и аскетическое делание. Картина принадлежит миру душевному, она должна быть эмоциональна. Кисть иконописца бесстрастна, личных эмоций нет. Восприятие иконографических символов происходит на духовном уровне. Картина — средство для общения с автором, его идеями и переживаниями. Икона — для общения с Богом и Его святыми.

Стилистически икона отличается от картины подчеркнутой условностью изображения. Изображается идея предмета, а не сам предмет. Отсюда деформированные пропорции фигур — идея преображенной плоти, обитающей в мире горнем. В иконе нет торжества телесности. «Это то царство, которое плоть и кровь не наследует».

Второе отличие — это принцип изображения пространства. Картина построена по законам прямой перспективы. Для иконы характерна обратная перспектива, где точка схода располагается не в глубине картинной плоскости, а в предстоящем перед иконой человеке — идея изливания мира горнего в наш мир, мир дольний. Самого пространства на иконе нет. Передний и задний планы имеют не перспективное, а смысловое значение.

Третье отличие в отсутствии внешнего источника света на иконе. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины их, как символ святости. Нет и падающих от фигур теней. Икона -светоносна. Технически это достигается за счет того, что белый грунтовый слой -левкас, просвечивает сквозь красочный слой. Нимб на иконах представляет собой окружие, составляющее единое целое с фигурой святого. На картинах нимб в виде круга висит над головой святого. Это награда, данная святому извне (у католиков). У православных — венец святости рожден изнутри.

Четвертое отличие в использовании цвета. Цвет несет символическую функцию в иконе. Например, — красный цвет- символ царского достоинства или жертвенности, ради Христа. Золото — символ Божественного света. Знак причастности к Божеству по благодати. Цветовые синонимы золоту — это золотисто-желтая охра, красный и белый цвета. Белый так же цвет жертвенных животных (агнца). Глухой черный — это силы зла или преисподняя.

Пятое. Для икон характерна единовременность изображения: Все события происходят сразу. События Священной истории, происходившие в нашем реальном времени и пространстве, имеют другой образ в пространстве духовном. Событие происшедшее двадцать веков назад, действенно и сейчас. Таковы основные отличия иконы от картины.

 

Картину — произведение искусства — мы созерцаем, а перед священным изображением — иконой — предстоим в молитве. Картина — веха на пути эстетического становления человека, икона — веха на пути спасения!

 

(1282)