Об иконе

Иконография Архангелов

Святые Ангелы обитают в мире невидимом, духовном.

Там вечный Престол Весвышнего, который окружают все Силы Небесные, озаряемые от Него светом невечерним .

Почитание святых Ангелов Церкви Божией столь же древнее, как исама Церковь. Оно не прекращаяется, начиная с первых времен бытия мира. В Ветхом Завете пророк Моисей, плучил от Бога заповеди. В то же время принял от Него повеление поставить в Святая Святых изображения Херувимов (Исх. 37, 7-9). В образе Ангелов многократно являлся Сам Бог. Явления святых Ангелов всегда всегда возбуждали в людях высокое благоговение, и места этих явлений были священны.

В Святой Апостольской Церкви непрерывно совершается призвание святых Ангелов и воздается им благоговейное почитание.

Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил безплотнх установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до I -го Вселенского Собора. Лаодикийский собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение Ангелам, как творцам и правителям мира, и утвердил православное их почитание.

Чин святых Архангелов, как средний в последней Иерархии, соединяет крайние чины своим общением с ними. Архангелы приемлют Божественные озарения через первые Силы по свойству Иерархиии, предают их с любовью Ангелам, которые наиболее близко находятся к людям, а в особых случаях, непосредственно достойным людям, близким по духу святым Ангелам.

Впервые, о чинах Ангельских, поведал апостол Павел своему ученику, которго он из язычников обратил ко Христу, когда был в Афинах. Имя этого ученика — Дионисий Ареопагит ( он был членом Ареопага, верховного суда Афин). Дионисий, все слышанное им от Павла, записал и составил книгу «О Небесной иерархии «.

Хотя число Ангелов безмерно, но Архангелов только семь. Азъ есмъ единъ от седми святыхъ Ангеловъ, — так говорил Архангел Рафаил праведному Товиту. Подобно семи светильникам перед престолом Всевышнего , семь Архангелов: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил, Варахиил.

 

arxangel-mixail

Святый Архиcтратиг Михаил

Кто яко БОГ-означает имя его.

По значению слова Михаил есть Ангел, обладающий необыкновенной духовной силой.

В откровении святого Иоанна Богослова, Архангел Михаил изображается защитником христиан и низложителем дракона с его ангелами: » и произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона: и низвержен был великий дракон, древний змий, называемый дьяволом и сатаною: и ангелы его незвержены с ним» ( Откр. 12, 79); тогда в злобе он начал вредить Церкви Христовой и продолжает брань со святыми (Откр, 12, 13-17); но в утешение верующим дается видеть в Откровении, что эта исконная борьба с врагом нашего спасения окончится совершенной победой Агнца (гл. 19 и 20), и что в борьбе со змием мы имеем высших защитников и покровителей во главе со всятым Архангелом Михаилом. Он первый возстал против сатаны, когда сей возгордившись отпал от Бога. Собрав все чины и воинства ангельские, велегласно воскликнул: «Вомнем, станем добре пред Творцом нашим и не будем думать о том, что противно Богу! Вомнем, что потерпели те, которые были созданы вместе с нами и доселе в месте с нами были причастниками Божественного света! Вомнем, как они от гордости внезапно от света впали во тьму и с высоты низверглись в бездну!» ( Св. Григорий Двоеслов. Толкование 4 на Евангелие).

Как верный служитель Божий святой Архистратиг Михаил поставлен Богом вождем и чиноначальником, над всеми чинами святых Ангелов. Поэтому и изображается в воинственном виде, с копьем или пламенным мечем в руке, имея под нагами дракона, т.е. духа злобы. Белая хоругвь, украшающая верх копья его, означает неизменную чистоту и непоколебимую верность Ангелов Царю Небесному; а крест, коим оканчивается копье, дает знать что брань с царством тьмы и победа над ним совершается во имя Креста Христова, совершается посредством терпения, смирения и самоотвержения.

arxangel-gavriil 

Архангел Гавриил

Второе место в ряду Архангелов принадлежит Архангелу Гавриилу. Имя это означает сила Божия.

В деле служения спасению человеческому он является провозвестником и служителем всемогущества Господня. Так: имеет ли открыться сила Божия в чудесном зачатии Предтечи от престарелых родителей, — весть об этом зачатии возлагается на Гавриила. Имеет ли произойти безсеменное зачатие Самого Сына Божия, — честь благовестия о сем достается паки Гавриилу. Сей же Архангел, по мнению богомудрых мужей, послан был для подкрепления Спасителя в саду Гефсиманском и для возвещения Богоматери Ее всечестного Успения. Посему церковь именут его служителем чудес. Но , служа чудесам, он потому есть особенный служитель и тайн Божиих.

Святая Церковь изображает его иногда с райскою ветвию в руках, которая была принесена им Богоматери, а иногда- в правой руке с фонарем, внутри коего горит свеча, а в левой — с зерцалом (т.е. зеркалом) из ясписа. Изображается с зерцалом, т.к. Гавриил — вестник судеб Божиих о спасении рода человеческого; изображается со свечею в фонаре, потому что судьбы Бжии бывают сокрыты до времени исполнения их, и, по самом исполнении, постигаются только теми, кои неуклонно смотрят в зерцало слова Божия и своей совести.

 

Архангел Рафаил

Святый Архангел Рафаил, или помощь и исцеление Божие, есть имя третьего Архангела.

Во святом писании есть целая книга Товита повященная Архангелу Рафаилу.

Когда Товия собирался идти в мидийский город Раги для получения десяти таланов серебра, отданных Тавитом на сохранение Гаваилу, живущему в Рагах, и отыскивал себе попутчика, таким стал Архангел Рафаил, явившийся в виде юноши (Тов. V, 4-6).

Отправившись из дома Товита, Товия и Рафаил вечером пришли к реке Тигр. Товия пошел было купаться, но из реки показалась рыба, которая хотела поглотить юношу. Тогда Рафаил сказал ему: возьми эту рыбу, разрежь ее, вынь сердце, печень и желчь, и сбереги их. Юноша так и сделал. Но вопрос его, к чему сердце, печень и желчь рыбы могут служить, — Рафаил отвечал: «если кого мучит демон или злой дух, то сердцем и печенью должно курить пред таким мужчиною или женщиною, и более уже не будет мучиться; а желчью помазать человека, который имеет бельма на глазах, и он исцелится» (Тов. VI, 8-9).

Слова Архангела оправдались.

Когда путники пришли в Екбатаны, где жила Сарра, дочь Рагуила, семь женихов которой погубил Асмодей, — они были хорошо приняты в доме Рагуила.

Рагуил отдал Сарру, дочь свою, в жены Товию, который, входя в спальню, вспомнил слова Рафаила: взял курительницу, положил сердце и печень рыбы, и курил. Демон ощутивши этот запах, убежал в верхние страны Египетские (Тов. VIII, 2-3).

Получив деньги с Гаваила и проведя четырнадцать дней в доме Рагуила, Товия с женою Саррой и Рафаилом пошли в обратный путь и пришли в Ниневию, где жил Товит. Рафаил сказал: я знаю, Товия, что у отца твоего откроются глаза; ты только помажь желчью глаза его, и он, ощутив едкость, оботрет их, и спадут бельма, и он увидит тебя (Тов. XI, 6-7).

Товия приложил желчь к глазам отца своего, и сказал: ободрись отец мой! Глаза его заело, и он отер их. И снялись с краев глаз его бельма. Увидевши сына своего, он пал на щею к нему, и заплакал, и сказал: благословен Ты Боже, и благословенно имя Твое во веки, и благославенны все святые ангелы Твои! (Тов. XI, 10-13). Неделю праздновало все семейство Тавита. Когда же Товит хотел в благодарность отдать спутнику Товии половину принесенного серебра, Рафаил отозвал в строну Товита и Тавию, и сказал им : «Благославляйте Бога, прослаляйте Его, познавайте величие Его и исповедуйте перед всеми живущими, что Он сделал для вас: Тайну цареву прилично хранить, а о делах Божиих объявлять похвально. Делайте добро, и зло не постигнет вас: Ныне Бог послал меня уврачевать тебя и невестку твою Сарру. Я — Рафаил, один из семи святых ангелов, котоые возносят молитвы святых, и восходят пред славу Святого: Я пришел не по своему произволению, а по воле Бога нашего; потому и благословляйте Его во век» (Тов. XII, 6-7,14-15,18).

В «Руководстве к написанию икон» поясняется, что: «Святый Архангел Рафаил, врач недугов человеческих: изображается держащим в левой руке сосуд ( алавастр) с врачебными средствами ( лекарством), а в правой-стручец, т.е. остриженное птичье перо для помазывания ран». (Академик В.Д. Фатрусов, Москва)

 

Архангел Уриил

Святой Архангел Уриил (он же — Иеримиил) был послан Богом к Ездре предложить ему три подобия и показать три пути. «Если ты одно из них объявишь мне, то и я покажу тебе (т.е. Ездре) путь, путь который желаешь ты видеть, и научу тебя, откуда произошло сердце лукавое» (3 Едр. IV,4).

Иди, — сказал Уриил Ездре,- и взвесь тяжесть огня, или измерь мне дуновение ветра, или возврати мне день, который уже прошел. Какой человек, отвечал я, может сделать то, чего ты требуешь от меня? А он сказал мне: если бы я спросил тебя сколько обиталищ в сердце морском, или сколько жил над твердию, или какие пределы у рая — ты, может быть сказал бы мне: в бездну я не сходил, и в ад также, и на небо никогда не всходил. Теперь же я спросил тебя только об огне, ветре и дне, который ты пережил, и о том, без чего ты быть не можешь, и на это ты не отвечал мне. И сказал мне: ты и того, что твое и с тобою в юности, не можешь познать; как же сосуд мог бы вместить в себе путь Всевышняго? (3 Езд. IV, 5-11). Чем больше будешь испытывать,- продолжал Уриил — тем больше будешь удивляться; потому что быстро спешит век сей к своему исходу, и не может вместить того, что обещано праведным в будущие времена; потому что век сей исполнен неправдою и немощами: Посеяно зло, а еще не пришло время искоренения его. Посему, доколе посеянное не исторгнется, и место, на котором насеяно зло, не упразднится, не придет место, на котором всеяно добро. Ибо зерно злого семени посеяно в сердце Адама изначала, и сколько несчастия породило оно доселе, и будет рождать до тех пор, пока не настанет молотьба! Рассуди с собой, сколько зерно злого семени народило плодов несчастия! Когда будут пожаты колосья его, какое огромное понадобится для сего гумно! Как же и когда это будет? — спросил я его; почему наши лета малы и несчастны? Не спеши подниматься, отвечал он, выше Всевышняго; ибо напрасно спешишь быть выше Его; слишком далеко заходишь. (3 Езд.IV, 26-34).

Тогда спросил Уриила Ездра: «Не о том же ли вопрошали души праведных в затворах своих, говоря: доколе таким образом будем надеяться мы? И когда плод нашего возмездия?» На это отвечал мне Иеремиил Архангел (он же Уриил): когда исполнится число семян в вас, ибо Всевышний на весах взвесил век сей, и мерою измерил времена, и числом часы, и не подвинет и не ускорит до тех пор, доколе не исполнится определенная мера (3 Езд. IV, 35-37).Далее Уриил аллегорически указывает Ездре на близость наступления срока прихода Искупителя на землю. Покажи мне, — спрашивал Ездра, — имеющее придти более того, что прошло, или сбывшееся более того, что будет? Что прошло, я это знаю; а что придет, не ведаю. Он (Уриил) сказал мне: стань на правую сторону, и я объясню тебе значение подобием. И я стал и увидел: остался дым. После сего прошло предо мною облако, наполненное водою, и пролился из него сильный дождь; но как скоро стремительность дождя остановилась, остались капли. Тогда он сказал мне: «размыщляй себе: как дождь более капель, а огонь больше дыма, так мера прошедшего превысила, а остались капли и дым» (3 Езд. IV , 45-50).

Этими словами Архангел Уриил раскрыл Ездре, что от его времени до пришествия Спасителя осталось немного лет, гораздо меньше, чем от сотворения мира до времени Ездры, жившего в V веке Р.Х.

Св. Архангел Уриил значит свет или огонь Божий. Он изображается с мечем в деснице, а в левой руке с пламенем, ниспускающимся долу. Как ангел света, он просвещает умы людей откровением истин, для них же полезных; как ангел огня божественного, он воспламеняет сердца любовью к Богу и истребляет в них нечистые привязанности земные.

 

Архангел Салафиил

Святой Архангел Салафиил являлся Агари в пустыне Вирсавии, когда изгнал ее Авраам, — о чем повествуется в книге Бытия: «Авраам встал рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Агари, положив ей на плечи, и отрока, и отпустил ее. Она пошла и заблудилась в пустыни Вирсавии. И не стало воды в мехе, и она оставила отрока под одним кустом. И пошла, села в дали, в расстоянии на один выстрел от лука. Ибо она сказала: не хочу видеть смерти отрока. И она села поодаль против него, и подняла вопль, и плакала. И услышал Бог голос отрока оттуда, где он находится. Встань подними отрока оттуда, где он находится. Встань, подними отрока, и возьми его за руку: ибо Я произведу из него великий народ. И Бог открыл глаза ея, и она увидела колодезь с водою, и пошла наполнила мех водою, и напоила отрока». (Быт.XXI, 14-19).

Верховным служителем молитвы называет святая Церковь Архангела Салафиила. Чистая и пламенная молитва сама может служить вместо херувима для души, охраняя ее от всяких враждебных сил. Но каковы наши молитвы? Слабы, кратки, нечасты, холодны. И вот, Господь даровал нам целый лик Ангелов молитвенных, с их вождем Салафиилом, чтобы они читстым вдохновением уст своих согревали наши холодные сердца к молитве, чтобы вразумляли нас о чем, когда и как молиться, чтобы возносили самые прошения наши к престолу благодати. Когда увидите на иконе Архангела, стоящего в молитвенном положении, с очами, потупленными долу, с руками, приложенными с благоговением к персям,- то знайте: это- Салафиил. И видя в таком положении самого Архангела молитвы, старайтесь сами обращать сердце к Богу подобно ему.

В книге «Руководство к написанию икон» говорится: «Святый Архангел Салафиил, молитвенник, всегда молящийся Богу о людях о возбуждающий людей к молитве. Он изображается с ликом и очами, склоненными вниз, и руками, прижатыми крестом на груди, как умиленно молящийся». (Фатрусов, стр. 226-227).

 

Архангел Иегудиил

Св. Архангел Иегудиил есть тот Ангел, которог Бог послал предшествовать израильскому народу при покорении Ханаанской земли.

Когда Моисей, после сорокадневного поста и молитв, взошел на гору Синай, явился ему Бог и, вручая скрижали завета, дал ему закон, который должны были соблюдать люди Израиля. И сказал Господь: «Вот я посылаю пред тобою Ангела Моего хранить тебя на пути, и ввести тебя в то место, которое Я приготовил тебе. Блюди себя пред лицем его; не упорствуй против него, потому что он не простит греха вашего, ибо Имя Мое на нем: Когда пойдет пред тобою Ангел Мой, и поведет тебя к Аморреям, Хеттеям, Ферезям, Хананеям, Евеям и Иевусеям, и истребит их от лица вашего, то не поклоняйся богам их, и не служи им, и не подражай делам их; но сокруши их и разрушь столбы их». (Исх. XXIII, 20-21, 23-24). У шестого Архангела в правой руке златой венец, а в левой-бич из трех красных вервий. Это потому, что обязанность сего Архангела с ликом Ангелов, ему вверенных, есть поощрять наградою благ вечных и защищать именем Святые Троицы и силою Креста Христова людей, труждающихся во славу Божию; почему он называется Иегудиил, или хвала Божия. В деснице Архангела не напрасно изображен венец: это награда для всякого христианина, трудящегося во славу Творца.

В «Руководстве к написанию икон», Архангел Божий Иегудиил «изображается держащим в правой руке золотой венец, как награду от Бога за полезные и благочистивые труды святы людям, а в левой руке бич из трех черных веревок с тремя концами, как наказание грешным за леность к благочестивым трудам». (Фатрусов,стр.227)

 

Архангел Варахиил

Это Ангел благословений Божиих. Его изображают со множеством цветов розовых в недрах его одежды. Так как благословения Божии различны, то и служение сего Архангела-многообразно; через него посылается благословение Божие на всякое доброе дело, на всякое доброе житейское занятие.

В книге «Руководство к написанию икон» говорится о нем следующее: «Святый Архангел Варахиил, разжелять благословений Божиих и ходатай, испрашивающий нам Божия благодеяния: изображается несущим на груди своей на одежде белые розы, как бы награждающим по повелению Божию за молитвы, труды и нравственное поведение людей и предвозвещающим блаженство и нескончаемый мир в Царствии Небесном.» (Фатрусов,стр.227).

Нужно иметь ревность ко славе божией, подобную Михаиловой, и нужно страшиться совершать нечестие, так как этот имеет власть наказать всякого нечестивца.

Нужно просвещать ум свой светом познания, посылаемого Архангелом Уриилом, но в то же время, нужно чистосердечно и простодушно доверять тайнам Царства Божия, открываемым через Архангела Гавриила, и не слишком допытываться того, чего человек в настоящей жизни не может в полне узнать.

Нужно быть сострадательными и милостивыми к бедствующим, подобно Рафаилу, тогда и сами будем помилованы через ходатайство этого Архангела пред Престолом Божиим.

Нужно возносить с Архангелом Салафиилом и под его осенением пламеную молитву Господу, и нужно взирать среди трудов и лишений на золотой венец в руках Архангела Иегудиила, которым увенчивается в будущей жизни каждый «труждающийся и обремененный».

Нужно с благодарностью принимать земные благословения и земное счастье, посылаемо Богом через архангела Варахиила, но не нужно забываться в счастье и нужно пользоваться им так, чтобы через него получить благословение и блага небесные.

Нужно, наконец, твердо помнить, что в будущей жизни мы должны будем вступить или в мир ангельский, или в мир злых духов. А последних ожидает, по словам Спасителя, тьма кромешная, где будет плач и скрежет зубов (Мф.22,13). Третьего не дано.

МОЛИТВЫ АРХАНГЕЛАМ

Святый Архангеле Божий МИХАИЛЕ, отжени от мене молниеносным мечем твоим духа лукаваго, искушающего мя.

О, великий Архистратиже Божий МИХАИЛЕ, победителю Демонов! Победи и сокруши всех врагов видимых и невидемых, и умоли Господа Вседержителя, да спасет и сохранит мя то всех скорбей и всякия болезни, от смертоносные язвы и напрасныя сметри ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Святый Архангеле Божий ГАВРИИЛЕ, радость неизреченную с Небесе пречистей Деве принесший, исполни радостию и веселием сердце мое, гордостию преогорченное. О, великий Архистратиже Божий ГАВРИИЛЕ, благовестивый еси Пречистей Деве Марии зачатие Сына Божия, возвести и мне недостойному день страшной смероти, и умоли Господа Бога за грешную мою душу, да простит Господь грехи мои и не удержит мене диавол на мытарствах. О, великий Архангеле Божий ГАВРИИЛЕ, сохрани мя от всех бед и тяжких болезней ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Святый вликий Архистратиже Божий РАФАИЛЕ, приемый дар от Бога целети многия болезни. О, великий Архистратиже Божий РАФАИЛЕ, ты еси путеводитель, врач и целитель, руководствуй мя ко спасению и исцели вся болезни мои душевныя и телесныя, и проведи мя ко престолу Божию, и умоли Его Благоутробие за грешную мою душу, да простит мя Господь и сохранит от всех врагов и от злых человек ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Святый Архангеле Божий УРИИЛЕ, светом Божественным озаряемый, огнем пламеней горячей любви, опусти искру огня сего пламенного в сердце мое хладное, и душу мою темную светом своим озари. О, великий Архистратиже Божий УРИИЛЕ, ты еси сияние огня Божественнаго и просветитель помраченных грехами, просвети ум мой, сердце мое, волю мою силою Святаго Духа и настави мя на путь покаяния, и умоли Господа Бога да избавит мя Господь от ада преисподняго и от всех врагов видимых и невидимых ныне и присно, и во веки веков.Аминь.

Святый Архангеле Божий САЛАФИИЛЕ,даяй молитву молящемуся, научи мя молитися смиренно, сокрушенно, сосредоточенно и умиленно. О, великий Архистратиже Божий Салафииле, ты молиши Бога за людей верующих, умоли Его Благоутробие за мя гоешнаго, да избавит мя Господь от всех бкд и скорбей и болезней, и от напрасныя смерти, и от муки вечныя, и сподобит мя Господь Царствия Небеснаго со всеми святыми во веки веков. Аминь.

Святый Архангеле Божий ИЕГУДИИЛЕ, присный споспешниче всех подвизающихся на пути Христовом, пробуди мя от тяжкой лености и к подвигам добрым укрепи мя. О великий Архистратиже Божий ИЕГУДИИЛЕ, ревностный защитниче славы Божией, ты вдохновляеши прославляти Святую Троицу, вдохнови и мене лениваго славити Отца и Сына, и Святаго Духа, и умоли Господа Господа Вседержителя, да созиждет во мне сердце чисто, и дух прав обновит во утробе моей, духом Владычним утвердит мя покланятися духом и истиною Отцу и Сыну, и Святому Духу ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

О Святый Архангеле Божий ВАРАХИИЛЕ, благославение Господне нам приносящий, благослови мя положити начало благое исправлению нерадиваг жития моего, да угожду Господу Иисусу Христу, Спасителю моему, во веки веков.Аминь.

(508)