Об иконе

Основные типы иконографии Спасителя.

Чтобы свободно ориентироваться во множестве способов изображения, или говоря языком иконописания — во множестве изводов, разработана определенная классификация иконографических типов.

Каноны — правила, по которым пишутся иконы, — для иконописцев то же, что богослужебный устав для священнослужителя. Но как настоятель храма имеет право несколько видоизменять ход богослужения, так и иконописец может вносить некоторые коррективы в установленный образец, подчеркивая при этом тот или иной оттенок богословского замысла иконы.

Из всего многообразия изображений Господа Иисуса Христа традиционно выделяются следующие основные иконографические типы:

  • «Нерукотворенный Образ Господа Иисуса Христа» или «Спас Нерукотворный».
  • «Господь вседержитель» или «Пантократор».
  • «Господь на престоле».
  • «Спас в силах».
  • «Спас Эммануил».

СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ

Первое прижизненное изображение Спасителя возникло чудесным образом: Христос, умыв лицо, отерся чистым платом (убрусом), на котором отобразился Его Лик. Этот плат впоследствии был отослан больному проказой, и от него произошло исцеление. Изображение Божественного лика отпечаталось и на керамиде — черепице (чрепие), которой был закрыт Нерукотворный Образ.

В православной иконописной традиции существуют два основных вида изображения Нерукотворенного Образа Спасителя — Спас на убрусе (или Убрус) и Спас на чрепии (или Чрепие).

На иконах типа ‘Спас на Убрусе’ изображение Лика Спасителя помещено на фоне плата, верхние концы которого завязаны узлами, подчеркнуты складки ткани, а по нижнему его краю пущена кайма. Лик Спасителя — лик человека средних лет с тонкими, одухотворенными чертами, с бородой, разделенной на двое, с длинными, вьющимися на концах волосами и с прямым пробором.

Вокруг головы -нимб — неотъемлемый элемент любой православной иконы, который является символом святости. Цвет нимба — золотой. Возможно использование желтого или охристого цветов.

Нимб Спасителя имеет вписанный крест, в отличие от нимба святых.

Крест в нимбе состоит из девяти линеек — по числу девяти ангельских чинов. И вписаны буквы ? ??, что значит ‘сущий’, а по сторонам нимба, на фоне, помещать сокращенное именование Спасителя — IС ?С.

Вообще икона имеет право называться священным изображение только тогда, когда на иконной доске надписано именование изображенного. В онтологическом, надмирном смысле это означает соединение слова и образа — словесного и зрительного откровения Божия.

Второй вид иконографии — ‘Спас на Чрепии’ или ‘Чрепие’.

На этих иконах нет изображения плата, фон ровный, а в некоторых случаях имитирует фактуру черепицы или каменной кладки.

Иконография содержит только оглавные изображения.

Иногда на иконах ‘Спас на Убрусе’ изображают фигуры ангелов, которые поддерживают края плата.

Традиционно на Руси изображения Нерукотворенного Образа Спасителя помещали над городскими вратами и на воинских стягах.

Основной богословский смысл иконы ‘Спас Нерукотворный’ — воплощения Сына Божия для спасения Страждущего человечества.

ГОСПОДЬ ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ (ПАНТОКРАТОР)

Слово «Пантократор» от греческого «Всесильный», «Вседержитель».

Для этого иконографического типа характерно изображение благословляющей руки Господа и раскрытой или закрытой книги.

Фигура Спасителя имеет в основном поясное изображение, так же в полный рост и реже огрудное. Спаситель облачен в хитон (одежда в виде рубахи) и гиматий (прямоугольный кусок ткани в виде плаща). На правом плече хитона изображается клавий или клав — нашивная вертикальная полоса, символ чистоты и совершенства человеческой природы Христа. Знак посланничества. Хитон Спасителя имеет оттенки красного цвета, а гиматий — синего. Сочетание этих двух цветов символизирует земную — человеческую, и небесную — Божественную природы Спасителя. Красный цвет, так же символ мученичества и царского достоинства. Синий цвет — чистота и непорочность. Соединение двух различных миров — тварного и нетварного.

Вокруг головы Спасителя изображают нимб со вписанным в него крестом. Книга, которую Господь Пантократор держит в левой руке, изображается как в виде свитка, так и в виде кодекса. Книга — это и напоминание о Благой Вести и Книга Жизни, в которую вписаны имена спасенных, и упоминаемая в откровении Иоанна Богослова Книга, запечатанная семью печатями, и Евангелие, данное нам от Господа.

Раскрытая книга обязательно содержит цитату из Священного писания.

Основное богословское значение этого иконографического типа- представление Господа, как Промыслителя о мире, как Вершителя судеб этого мира, Подателя истины, к которому с верой и надеждой устремлены взоры людские. Изображениям Христа Пантократора отводилось место на переносных иконах и на стенописи в храме, в центральной, купольной, части храма.

ГОСПОДЬ НА ПРЕСТОЛЕ

Царь царей и грозный Судия — таким изображается Христос на иконах этого типа. Как и в иконографии Христа Пантократора, здесь так же есть изображение благословляющей руки и книги, но фигура Господа всегда изображается восседающей на престоле в полный рост.

Престол в иконографии — не просто символ царственной власти — это, скорее, символ вселенной, символ всего видимого и невидимого мира.

«Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает» (Пс.102, 19)

Фигура Господа может быть одиночной, а может изображаться «с предстоящими»- с ангелами и святыми.

Существуют многочисленные изображения Господа на престоле, где Христос изображается в архиерейском облачении. Такой извод называется «Великий Архиерей» и являет Христа как Главу Церкви.

Церковь истинная — это не архитектурное сооружение, не собрание людей, выражающих в той или иной форме свою любовь ко Господу или изучающих слово Божие. «Церковь — это благодатное, сверхъестественное, на основе Голгофской жертвы Самим Господом установленное на земле единство свыше рожденных людей, составляющих таинственное тело Христово, напоенное Духом Святым и имеющее главою своею Самого Господа Иисуса Христа».

(Протоиерей Валентин Свенцицкий , «Диалоги”)

Слово «архиерей» в переводе с греческого означает «старший священник» и тождественно слову «епископ», «блюститель» означает высшую ступень священства.

Облачение архиерея состоит из головного убора — митры (повязки с греч.) — знак высоко достоинства архиерея и его покорности Евангелию Христову. На митре есть изображение Спасителя, Божией матери и евангелистов. Митра символизирует царскую корону Царя Небесного.

Саккос (кулек, мешок с греч.) — облачение, надеваемое поверх подризника, в древности было одеянием греческих царей. Поверх саккоса на плечи возлагается омофор, который символизирует заблудившуюся овцу, которую Христос, Добрый Пастырь :найдя, возьмет на плечи свои с радостью и, придя, домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу (Лк. 15, 5-6).

На некоторых изводах Спаситель изображен с книгой в правой руке и архиерейским жезлом в левой. Иногда Спасителя изображают не на престоле, а в виде поясного изображения, с раскрытой книгой и с благословляющим жестом правой руки.

Иконы, называющиеся «Царь царем», представляют Спасителя в царских ризах. Само слово «царь» имеет древний санскритский корень — «sar», что значит «защищать», «охранять», «пасти», «питать». Изначальная идея царской власти — это общественное служение. Христос предстает на этих иконах как символ высшей справедливости, как Царь царствующих, как образ верховной власти над теми, кому дана самая большая земная власть над людьми.

Если на иконах типа «Царь царем» изображаются предстоящие Божия Матерь в одеянии царицы и святой Иоанн Предтеча, то такие иконы именуются «Предста Царица». Это упрощенная версия деисусного (деисисного) ряда иконостаса, ряда, который символизирует соборное моление всей новозаветной Церкви.

В деисисном ряде иконостаса в центре помещают изображения «Спаса в силах», справа от Спасителя — Божию Матерь, слева — Иоанна Предтечу, за ними архангелов, апостолов и святых.

СПАС В СИЛАХ

Икона «Спас в силах» — целый богословский трактат в красках, и недаром это изображение является центральным в иконостасе.

В основу иконографии положены тексты Священного Писания. Всю площадь иконы занимает изображение красного четверика, то есть квадрата с вытянутыми концами, который знаменует собой землю. По четырем концам красного квадрата помещены символы евангелистов: ангел- Матфей, лев -Марк, телец -Лука, орел — Иоанн, которые разносят Благую весть по всем четырем сторонам света. На красном четверике (тетраморфе), помещен синий овал — мир духовный, сфера бесплотных сил. Все пространство овала заполнено изображениями крылатых ангелов с человеческими лицами. И поверх него, на красном ромбе, который является условным изображением светозарной, огненной природы мира Божественного — фигура Спасителя на престоле. Христа изображают в хитоне и гиматии, чаще всего традиционных цветов, но нередко и в однотонных светло-желтых одеждах, с подчеркивающими складки золотыми штрихами — ассистами, символизирующими сияние нетварного Божественного света.

Правая рука — в благословляющем перстосложении. В левой — раскрытая или закрытая книга.

Икона «Спас в силах» показывает Господа Иисуса Христа, как Владыку всего видимого и невидимого мира, таким, каким Он явится в конце времен. И связана с эсхатологической темой — Вторым Пришествием Спасителя, Страшным Судом, концом времен и грядущим преображением вселенной. Это изображение еще призвано пробуждать совесть человека, голос которой, и приводит человека к покаянию, к метанойе — перемене сознания и преображению всей жизни.

СПАС ЭММАНУИЛ

Этот иконографический тип представляет Христа в виде младенца или отрока.

«Эммануил» означает «С нами Бог». На иконах этого типа Предвечный Младенец изображается отдельно, или с предстоящими.

Как и на всех иконах Спасителя здесь так же присутствуют и крестчатый нимб, и сокращенное именование и традиционные одежды.

Лик юного Спасителя соотносится с возрастом, упоминаемым в Евангелии от Луки.

Смысл и содержание любой иконы всегда сводится к тайне Боговоплощения. Любое изображение Воплощенного спасительно. Любая икона Христоцентрична. Святые иконы на языке линий и красок -языке изобразительной гармонии — способствуют пробуждению у человека высшей творческой способности — молитвы — диалога человека и Бога.

По материалам Алексеев С.В. Зримая Истина.

СПб.: Издательский Дом «Нева»,

М.:»ОЛМА-ПРЕСС Гранд», 2003 г.

(418)